Внимание! Пиратские копии DEXCeil отключены, т.к. создавали большую нагрузку на сервера. Приобретайте лицензию. Всего 5000 рублей.

Заказ: +7 (812) 954-25-70

Главная | Заплатить миллионы и обратиться «за брендингом» в Лондон или есть смысл все же п
Достаточно ли российским компаниям заплатить миллионы и обратиться за брендингом в Лондон или есть смысл все же поискать исполнителя поближе и подешевле? Андрей Митин, Александр Ширышев, Владимир Ефимов, Брижит Эврар и Эндрю Стритер анализируют брендинговые проекты, выполненных агентствами Identica, Fitch, SCG London и Depot WPF. botaniQ

Брижит Эврар, со-основатель конкурса упаковки Pentawards (Бельгия) Имя бренда и логотип: с точки зрения западного человека, название и весь стиль логотипа вызывает ассоциации больше с сельскохозяйственным, нежели чем с продуктовым брендом. Название: ботаника - это наука, растения, ботанические сады, органические семена и садовые аксессуары. Шрифт: чистый и ясный, но ему не хватает эмоциональной ценности; он выглядит промышленным - это связано с выбором черного цвета, половиной буквы Q, размещенной внизу, и белым фоном. Зеленый и черный цвета выглядят серьезно, чисто, высококачественно. Общее впечатление от всего стиля немного прохладное, ассоциирующееся с фармацевтикой, но достаточно серьезное. Упаковки для фруктовых пюре (на западе они получили название smoothies): в данном случае бренд botaniQ выступает как основной бренд, что несколько непривычно, так как в большинстве случаев под основным брендом представлена сама компания, а имена суббрендов подписываются под основным названием. Форма бутылки больше подходит для лимонада, безалкогольных напитков. Не хватает ощущения натуральности. Этикетки смотрятся симпатично, хорошо выполнены. Основные ассоциации, которые вызывают smoothies - свежесть фруктового напитка, хороший внешний вид и <вкусные> цвета. Графический дизайн выглядит мило, просто, легко для понимания; при этом он должен производить впечатление чего-то большего, чем просто сока. Выглядит как продукт верхнего ценового сегмента. Эндрю Стритер, генеральный директор CPS International (Великобритания) Мне понравились стиль и настроение бутылки botaniQ. Бренд выделяется благодаря форме своей упаковки на перегруженном продукцией рынке. Я бы подчеркнул, что форма поддерживается яркими цветами содержимого - эта упаковка, по сравнению с другими на полке супермаркета, сразу бросается в глаза потребителю. Несмотря на это, для упаковок брендов компании производителя Aquavision используются только два вида бутылок, в то время как я ожидал, что у каждого суббренда будет индивидуальная форма, которая бы визуально связывала его с одной большой семьей. Danone в этом смысле является показательным примером с его линией йогуртов с дополнительной ценностью: каждый из них уникален, но все они извлекают выгоду от имени Danone и присутствия этого бренда в секторе. Очевидно, что обыкновенная форма бутылки принижает уникальные качества и ценности бренда, и я прогнозирую, что это случится и с Aquavision. Это лишь вопрос времени.Графика выглядит красиво и здорово. Налицо удачное сочетание графики, формы бутылки и внешнего вида. Как и в случае с формой бутылок, я ожидаю, что с течением времени исполнение графики для брендинговых проектов станет более агрессивным и сложным. Технология производства термоусаживаемых рукавных этикеток, раздвигающая границы брендинга, и тот факт, что smoothies (свежевыжатые соки и пюре) начинают завоевывать рынок, заставляют меня думать, что более агрессивная и трехмерная графика не помешала бы данной упаковке. Возможно, было бы важно поддержать бренд botaniQ с помощью тестирования формы бутылки и термоэтикетки, с целью создать бренд - законодатель моды. Заказчик : AquaVision Проект : разработка нового бренда, создание бренд-архитектуры, дизайн упаковки Дизайнеры : Depot WPF Brand and Identity: Максим Писарев - директор по стратегическому планированию, Алексей Фадеев - творческий директор, Дмитрий Пеньков - арт-директор, Роман Кадария -дизайнер, Вадим Брыксин - иллюстратор. AquaVision: Игорь Бургардт - вице-президент по коммерции. Дмитрий Гагушин - директор по маркетингу. Елена Савватеева - старший бренд-менеджер Год : 2007 Предыстория : AquaVision - завод по производству напитков и соков. Инвестиционный проект, реализованный в 2004-2007гг, который эксперты называют в числе десяти самых масштабных в России. Ассортиментный ряд продукции завода представлен питьевым фруктовым пюре, стопроцентными соками, газированными и негазированными сокосодержащими напитками и водой, упакованными в прозрачную ПЭТ-бутылку. Задача : цель проекта AquaVision - увеличить долю здорового питания в рационе граждан России. Решение : <Сделано в природе> - основная концепция бренда botaniQ, которая хорошо отражает массовое производство натуральных и здоро-вых продуктов. botaniQ - зонтичный бренд. Игра слова: значение <ботаничности>, как природности и натуральности, и, одновременно, экспертности (на сленге <ботаник> - это человек в очках, умный и безобидный). Типично русское толкование слова <ботаник> не оставляет потребителей равнодушными. botaniQ Original! -линейка питьевого фруктового пюре, визитная карточ-ка компании, олицетворяющая материнский бренд и его природность. botaniQ 1QQ-соковый суббренд botaniQ. По-русски название бренда звучит как <ботаник сто>. Стилизованные буквы Q поддерживают зонтичный бренд botaniQ, еще раз напоминая потребителю об одном из основных свойств продукта - качестве (Quality). А игра 1QQ в логотипе говорит об <умном выборе умных потребителей> - тех, кто понимает, что настоящий сок может быть только стопроцентным, но за него не обязательно платить дорого, переплачивая за бренд. Дизайн сделан в стиле странички из энциклопедии, в которую завернуты фрукты. Этим подчеркивается экспертность компании, знающей о соках и фруктах практически все. Результат : По результатам и оценкам специалистов AquaVision в мае-ию-не 2007 года (на второй и третий месяц продаж) компания достигла бо-лее 1.75% доли сокового рынка в России. В июле 2007 года завод AquaVision был куплен компанией Соса-Соlа. Старик Хоттабыч Владимир Ефимов, типограф, специалист по шрифтам, компания РаrаТуре Я не эксперт по логотипам, поскольку всю жизнь занимаюсь наборными шрифтами. Очевидно, что между созданием логотипов на основе какого-то шрифта и созданием просто наборного шрифта, хотя и есть определенное сходство, но имеются и существенные различия. И тот, и другой состоят из букв, однако логотип - это уникальная графическая композиция, а наборный шрифт - типовая конструкция. Тем не менее, и к тому, и другому можно приложить некие общие принципы построения, и я попробую это сделать. Но я буду рассматривать только шрифтовую графику, по мере возможности не касаясь графики фигуративной, товарных знаков, цветового решения и пр. Первый логотип компании был разработан в 1994 году и, как написано на сайте компании, <первоначально выполнял просто функцию вывески>. Насколько можно судить, название набрано просто прописными буквами гарнитуры Футура жирного начертания, причем уникальность логотипа достигнута за счет иллюстративного решения (фигуры Хоттабыча на ковре-самолете с рулоном чего-то строительного на фоне зловещей синей тучи). Чтобы надпись выглядела художественнее, желтые буквы обведены красным контуром. Надписи тесно в отведенном ей пространстве, поскольку края вывески придавливают первую и последнюю буквы. С точки зрения шрифта, в этой надписи проблема со спейсингом, то есть с распределением букв в заданном пространстве. Поскольку слово <Хоттабыч> помещено точно по центру вывески, а длина слов, составляющих надпись, неравная (<СТАРИК> - б букв, а <ХОТТАБЫЧ> -8 букв), дизайнеру пришлось сильно растянуть первое слово, чтобы длина обоих слов была бы одинаковая. Из-за этого межбуквенные пробелы в первом слове гораздо больше, чем во втором, что нарушает ритм чтения. Второе слово набрано без всякого намека на кернинг, поэтому пробелы между буквами выглядят визуально неравными - в сочетаниях <ХОТ>, <ТА> и <ЫЧ> межбуквенные пробелы заметно больше, чем в сочетании <АБЫ>. Тем не менее, вывеска-логотип вполне выделялась на фоне вывесок других магазинов и хорошо узнавалась, очевидно, за счет удачного цветового решения. В целом, это пример непрофессионального отношения к шрифту, но общий дизайн - относительно неплохой. В 2004 году было принято решение о ребрендинге компании. В рамках этого процесса был полностью изменен логотип, его графическое и цветовое решение и принцип его подачи, а также шрифт. Судя по всему, работа была заказана профессиональному дизайнеру, если судить хотя бы по специальному шрифту. Если раньше логотип был зафиксирован в закрытом пространстве вывески, то теперь он получил открытую структуру, не ограниченную какими-то плоскостями или рамками. С одной стороны, это дает возможность его более гибкого применения, с другой, требует внимательной композиционной проработки логотипа, особенно его взаимоотношений с окружающим пространством. На сайте компании www.hottabych.ru просматриваются два варианта композиции изображения и надписи: 1) маленькое изображение Хоттабыча на ковре-самолете (без рулона) и крупный шрифт в одну строку; 2) изображение гораздо крупнее, а шрифт мельче и в две строки. Для надписи использован один из современных неконтрастных квадратных гротесков с закругленными углами овалов, немного напоминающий шрифт <Магистраль>. Оба слова начинаются с прописных букв, остальные буквы - строчные. Правда, прописные в этом шрифте очень мало отличаются по росту от строчных. Сразу бросается в глаза неравномерность заполнения пространства этим шрифтом - сочетание двух строчных <т> во втором слове образует большое пустое пространство в середине и чуть меньшие пробелы вокруг. В первом слове большие пустоты окружают букву <т>, особенно в сочетании <Ст>, где внутрибуквенное пространство в <С> соединяется с пробелом вокруг центрального штриха <т>. Зато строчная буква <а> выглядит перегруженной, особенно в соседстве с пустыми <т> и <р>. Для строчной и выбрана форма, напоминающая латинскую строчную , что наводит на мысль о прямом курсиве. Хотя я, вообще-то, не сторонник прямого курсива в шрифтах, особенно в текстовых, возможно, в данном случае следовало бы поддержать решение и аналогичным решением <т> в духе латинского Конечно, это увеличило бы в надписи количество вертикальных штрихов, и без того частых в кириллице, но зато во многом бы решило проблемы соотношения черного и белого и, соответственно, проблемы ритма штрихов в логотипе. С моей точки зрения, довольно неудачно сочетание <Ст> в первом слове, поскольку левый угол строчного <т> соприкасается с правым верхним штрихом прописного <С> из-за небольшого контраста между ростом прописных и строчных. Мне кажется странным сочетание трех разных по форме полуовалов в буквах <а>, <б>, <ы> во втором слове, что усугубляется традиционной по форме буквой <ч> на конце слова. Не очень понятно принципиальное различие в трактовке закруглений в разных знаках. В строчных буквах <а>, <и>, <б>, <ч> углы закруглены дугами с малым радиусом, из-за чего знаки имеют явно квадратную форму. Полуовалы у строчных <р>, <б>, <ы> и прописной <С> гораздо круглее и совсем не квадратные. Наконец, строчная буква <о> образует правильный овал и смотрится просто чужой в таком шрифте. Мне кажется, что решение строчной <б> тоже могло бы быть более удачным, хотя она вполне читается. По поводу спейсинга ничего хорошего сказать нельзя. Мало того, что буквы из-за неудачных сочетаний и непродуманного рисунка образуют в надписи сгущения и разрежения, но этот эффект неправильного ритма усиливается непродуманным спейсингом. Сочетания строчных <ар>, <ик>, <аб> очень тесно сдвинуты, в то время как пробелы между <та>, <ри>, <от>, <быч> визуально гораздо больше. В сочетании <Хо> видна попытка разумного кернинга, но почему-то в сочетании <от> кернинг совершенно незаметен, хотя он тут необходим. Для первого композиционного варианта с надписью в одну строку сказанного достаточно, но во втором варианте с надписью в две строки проблема усугубляется не очень понятным отступом второго слова по отношению к первому. В результате образуются очень сомнительное сочетание по вертикали двух прописных <С> и <Х> и крайне неудачное сочетание строчной <р> из первого слова и первой строчной <т> из второго. Левый конец <т> и не выровнен по левому краю вертикального штриха <р>, и вместе с тем недостаточно сдвинут, чтобы это выглядело сознательным решением. Похоже, что дизайнера не волновали такие мелочи. О том, что в первом варианте шрифт подавляет изображение, а во втором - наоборот, и, похоже, что надпись с трудом удерживается на краю ковра-самолета, я уж и не говорю. А если шрифт упадет?В общем, как ни странно, мне кажется, что прежний, далеко не идеальный вариант логотипа, хотя и был лишен модного шрифта и прочих дизайнерских затей, работал значительно лучше. Видимо, неудачное решение логотипа, разработанного заново, объясняется непродуманным отношением его создателей к шрифту, к надписи и ее композиции. Старый логотип Новый логотип Заказчик: <Старик Хоттабыч> Проект: ребрендинг Дизайнеры: SCG London; Клайв Вуджер - управляющий директор и старший бренд-консультант, Саймон Джилам - старший графический дизайнер, Нина Эклунд - старший интерьер-дизайнер Год: 2006 Предыстория: Нужно было обеспечить современный визуальный образ для хорошо известного российского бренда, имеющего длительную историю. Компания <Старик Хоттабыч> является признанным лидером рынка строительных и отделочных материалов. Компания обладает постоянно растущим числом магазинов, торгующих широкой линией видов арматуры, отделок, инвентаря для дома. Изначально занимавшаяся продажей ковров и покрытий для пола, компания <Старик Хоттабыч> теперь может предложить клиентам также осветительные приборы, сантехнику и текстиль. Задача: поддержать историю компании, а также модернизировать и закрепить индивидуальность бренда компании, предложения по ритейлу и коммуникационной стратегии с потребителями. Решение: Было достаточно сложно балансировать между потребностью поддержания наследия компании и ценности торговой марки, а также привлечением новой молодежной аудитории.Опыт потребителя по общению с брендом был разработан по стандартам западного ритейла. Также был сформирован ряд ценностей бренда, который обеспечивает основу для создания визуального образа бренда и дизайна с целью дифференцировать предложение компании и повысить мотивацию ее сотрудников. Были разработаны новый <оживленный> вариант визуальной идентификации бренда, основанный на первоначальной шрифтовой гарнитуре, новая дизайнерская концепция шоу-рума, включая оформление фасадов, интерьеры, планировку, графику, оформление точек продаж, униформу для персонала. Целью разработки систем указателей и дизайна магазинов стало создание образца идентичности для будущего расширения сети магазинов и улучшения уже существующих точек продаж. Почта России Александр Ширышев, сооснователь и арт-директор Redbrand (Россия) Каждый, кто хоть раз бывал в отделении <Почты России>, прекрасно знает, что проблемы этой организации не в логотипе. Огромные очереди, неработающие окошки, хамский персонал, который умеет общаться только на повышенных тонах, неудобное время работы, посылки (в том числе и дорогие бандероли), приходящие в ужасном состоянии, как будто все отделение поиграло ими в футбол, наконец, безуспешные попытки оказывать услуги несовместимые под одной крышей, от торговли постельным бельем и моющими средствами до завязшей в зубах, но невостребованной <кибер-почты>. Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять, что все это - следствие одного большого недостатка: персоналу Почты России платят крайне низкие зарплаты. Отсюда и неудобное время работы, и хамство, и очередь в единственное окошко с еле нажимающей на кнопки девочкой, которая каждый час уходит пить чай. Залы собираются разделить на клиентские зоны. А кто в этих зонах будет работать? Отделения раскрасят во все цвета радуги. А какой толк от этой раскраски человеку, который должен потратить час своего личного времени, отстояв очередь с клочком бумаги? Меня всегда умиляли рекламные щиты <Почты России<, а теперь вот умиляет так называемый <ребрендинг>. Косметический ремонт фасада костной, недружелюбной, безграмотно организованной государственной структуры, от которой за версту разит тяжелым советским наследием, воспринимается не иначе как пленок в сторону своих нищенствующих сотрудников и вынужденных клиентов (других у <Почты России> нет). Анализировать тут нечего, а то, что эти судорожные действия кто-то из руководства <Почты России> называет <ребрендингом>, красноречиво свидетельствует, что понимания, куда потрачены деньги, и в каком направлении следует двигаться, как не было, так и нет. Если говорить о дизайне, то в очередной мы с недоумением взираем на результаты титанических потуг западного агентства в попытке угодить загадочной русской душе. У нас-то тут в России курицу общипать и на гриль посадить совершенно некому. Что было, что стало - найди 10 отличий. Допустим, были какие-то объективные причины не отказываться от двуглавого орла. Быть может, изменили шрифтовое решение? Быть может, исправили чудовищные буквы <А>, <Р>, <С>, <И>? Может, хотя бы кернинг подправили? Нет, нет и нет. Шрифт по-прежнему символизирует качество обслуживания. Он по-прежнему такой же гротескный и нелепый, как и сама организация. Не удивительно: русская кириллица для <дяди из-за границы< еще загадочнее, чем душа того, кто этой кириллицей пишет. Ко всему прочему, логотип до боли напоминает героя другого нашумевшего <ребрендинга>. Теперь можно с полной уверенностью ответить на извечный вопрос: <Что было вначале: яйцо или курица?>. Без ответа остается другой вопрос: какой смысл платить огромные деньги западным подрядчикам, когда в России полно дизайн-студий и агентств, способных реализовать подобные проекты с качеством на порядок выше за сумму на порядок ниже? Заказчик: <Почта России> Проект: коммуникационные средства бренда и разработка дизайна розничных точек Дизайнеры: Fitch; Дэвид Робертс, Клер Сидерфин, Сара Хиндмарш, Мишель Истер Год: 2006 Предыстория: <Почта России> - крупнейший российский оператор почтовой связи. Начиная с 2002 года, компания проводит серьезную реструктуризацию, направленную на создание высокоэффективного, сильного и конкурентоспособного предприятия, оказывающего как традиционные почтовые, так и новые услуги (например, финансовые или в сфере электронной коммерции). Агентство Р/тс/т пригласили е 2004 году помочь изменить позиционирование и дизайн бренда <Почта России>, а также интерьеры почтовых отделений в рамках подготовки к распространению нового бренда на всю сеть. Задача: Основными задачами проекта было сформировать сильный российский бренд, отвечающий международным стандартам, который позволил бы изменить позиционирование <Почты России> и отразить обновленные услуги компании. Кроме того, требовалось создать новую концепцию оформления почтовых отделений, которая усилила бы присутствие бренда, задействовала новые товары и услуги, предлагаемые теперь <Почтой России>, а также привлекла новые группы потребителей. Решение: Проведя обширные исследования, специалисты Fitch разработали новую платформу бренда для Почты России. Новая платформа базировалась на идее <Надежной доставки> и была подкреплена следующими обновленными чертами бренда: простота, человечность, чуткость, вежливость, современность, знания, профессионализм, международная компетентность. За этим последовал этап дизайна, в ходе которого агентство Fitch доработало логотип Почты России, сделав его доходчивее, модернизировав его вид и ощущения, добавив индивидуальности, усилие смысловую нагрузку и создав контрольное поле (знак квадрата). Специалисты Fitch разработали язык дизайна, освежив его и сделав более дружественным, введя иерархическую структуру информации и принципы использования. Были разработаны набор руководящих принципов (Руководство по использованию бренда), которые могут использоваться во всех отделениях <Почты России> при продаже товаров и услуг, и создана новая концепция оформления почтовых отделений, чтобы упростить оказание услуг <Почты России>. Результат: Новая концепция была опробована на 2 отделениях в Москве и была отлично воспринята клиентами. Сейчас <Почта России> готовится распространить программу на другие отделения. Ригла Андрей Митин, креативный директор студии Zebra design branding (Россия) Хотелось бы начать с момента, который, видимо, никем из владельцев марки не подвергался сомнению и, как следствие, не подвергался ребрендингу. Это первооснова любого бренда - его имя. Семантика марки <Ригла> вызывает серьезные затруднения в поиске смысла даже в отдаленных образных ассоциациях. Единственное схожее наименование, которое приходит на ум - это жевательная резинка <Ригли>, названной по фамилии своего основателя. Конечно же, искусственное имя или фамилия владельца - не показатель успеха или неудачи бренда, но это один из первых <крючков< который акцентирует внимание потребителя на себе. Аптечные сети с наименованиями <36.6>, <03> и <Здоровые люди> (бывшая Natur Produkt), скорее всего, быстрее и логичнее входили в сознание потребителя, вызывая у него определенные адекватные ассоциации. Основной массе потребителей смысл этих имен ясен и понятен, что нельзя сказать о слове <Ригла>. Если говорить о дизайне, то новый и старый логотипы далеки друг от друга, как небо и земля. Также далеки и профессиональные навыки их исполнителей. Без сомнения, новый логотип аптек <Ригла> приобрел явные черты современности и индивидуальности, которых явно недоставало старому архаичному логотипу. В целом, он прост, эмоционален и прогрессивен. Образ <Риглы> кардинально улучшился. Теперь у <Риглы> есть бренд, с которым можно штурмовать лидирующие позиции в России. Ребрендинг, скорее всего, повысит лояльность потребителей к бренду, увеличит аудиторию и повлияет на изменение целевой аудитории. После ребрендинга <Ригла> может претендовать на более обеспеченных клиентов. Логотип, созданный британским агентством Identica, имеет лаконичный образ, ясную метафору и эмоциональность, что адекватно укладывается в современные визуальные тренды. Единственное, что вызывает сомнение - это начертание кириллических литер, которые, в угоду современным тенденциям, потеряли свою орнаментальную привлекательность и не смогли сложиться в общую уравновешенную композицию стройного и выверенного логотипа. Заказчик: Protek Проект: ребрендинг розничной сети аптек Дизайнеры: Identica Год: 2006 Предыстория: <Ригла> - это вторая по размеру фармацевтическая сеть, владельцем которой является Protek, крупная российская дистрибуторская компания. <Ригла> широко представлена в рамках страны и в перспективе хочет расширяться далее. Задача <Риглы> заключалась в создании динамичного фармацевтического бренда, лидера рынка, с очевидным для конкурентов преимуществом и быстрым развитием с целью завоевать сердца российских потребителей. Это частично было обусловлено надвигающимся вторжением западных конкурентов в области фармацевтики. Задача: стать прогрессивной аптечной сетью, пользующейся доверием потребителей и ориентированной на них, а также торгующей активными средствами предохранения и лекарствами, а не просто <медицинским препаратами>. Решение: Identica разработала позиционирование бренда, основанное на фразе <Живи полной жизнью>, с помощью которой <Ригла> могла бы вместить в себя гораздо больше, чем просто обычная сеть аптек, и понравиться потребителям на эмоциональном уровне. Identica разработала ценности и личность бренда, которые акцентируют внимание на своем предложении и ассоциируют новый бренд <Риглы> со здоровым образом жизни и жизненной энергией. Визуальная идентификация нового бренда <Риглы> ознаменовала радикальный отход от их старого имиджа. Это глоток свежего воздуха во всем секторе фармацевтики и сигнал резких перемен. Новый логотип представляет собой яркий цветной цветок на белом фоне, который символизирует ценности натуральности, энергетики и здоровья бренда и наилучшим образом отражает концепцию <Живи полной жизнью>. Новый визуальный имидж сознательно избегает бирюзового и желтого цветов, которые использует большинство конкурентов Риглы, с целью показать, что их бизнес отличается от существующих, и сигнализировать, что это новый тип розничной фармацевтики проактивного здоровья, движимого стилем жизни. В рамках проекта были затронуты сферы рекламы, дизайна ритейла, РОS-материалы, униформа, литература, посвященная медицинским продуктам и услугам, а также разработка упаковки. Identica также разработала марки суббрендов для специальных внутренних предложений Риглы: оптика (голубой цвет) и фармацевтические препараты (зеленая зона). Примечание от AdMe: Сотрудничество с агентством Identica, создавшим визуализацию и стратегию позиционирования нового бренда "Ригла" аптечная сеть завершила в июле 2006 года. Визуальную концепцию оформления аптек "Ригла" создала московская студия achtungdesign. Achtungdesign были разработаны: оформление фасадов, витрин, POS-материалы, все элементы фирменного стиля, а также система зонирования и оформления торгового зала. Все это было изложено в подробном руководстве по корпоративному стилю, включившему в себя детальные инструкции по оформлению аптек и созданию маркетинговых материалов.
(19.02.2008) Журнал Identity


Добавить комментарий:

Имя:
E-mail:
© ООО "Деликс" 2004-2025гг. ИНН 7806151569 Дизайн: Панина Наталия
Лицензионное соглашение